Сайт театра (оперы, ансамбля, творческого проекта, музыкальной группы)
Проект Музыкальная гостиная «Путешествие в страну музыкальных инструментов»
Фортепиано
«Король инструментов»
Прежде всего надо сказать, что фортепиано (итал. Pianoforte) – это собирательное название клавишно – струнных молоточковых инструментов – роялей и пианино.
Древнейшим предшественником современного рояля является монохорд (monos – один, chorde – струна). Этот простейший инструмент использовал Пифагор, но не для того чтобы играть на нем, а для математических вычислений и определений звуковых интервалов. Постепенно к одной струне прибавлялись струны и из монохорда был создан инструмент, получивший название геликон. У этого инструмента было большое количество струн, и он уже использовался для музыкальных целей. Впоследствии этот ящик поставили на ножки, на нем появились клавиши, его стали называть – клавикордом.
И в XVI в. Появляется новый инструмент – клавесин. В разных странах его называют по-разному:
• в Италии – чембало;
• Германии – флюгель;
• Англии – арписиход;
• Франции – клавесин.
В 1709 г., клавесинных дел мастер, флорентинец – Бартоломео Кристофори изобретает новый инструмент, на нем можно играть и f и p, его назвали пианофорте. Кристофори заимствовал ряд конструктивных особенностей клавикорда и клавесина, но применил принципиально новый способ звукоизвлечения. При нажатии на клавиши специальная механика приводила в действие обтянутый войлоком молоточек, который ударял по струне, а в момент отпускания клавиши, особые глушители – демпферы – прекращали звучание струн. В зависимости от силы удара получался звук большей или меньшей длительности.
Одновременно с Кристофори над созданием пианино трудились мастера из Франции – Жак Мариус и Германии – Готлиб Шрётер.
Уже при Бетховене фортепиано становится ведущим инструментом в концертной практике и в домашнем быту. И к концу XVIII века фортепиано окончательно вытеснило клавикорд и клавесин с их слабым звуком и небольшими динамическими возможностями.
Кстати, когда Бартоломео Кристофори показал свои инструмент во дворце флорентийского герцога Медичи, он совершенно не понравился и ожидаемой радости не получилось – его звучание показалось чересчур грубым по сравнению с клавикордом и клавесином.
Тем не менее фортепиано мало – помалу прокладывало себе дорогу.
В первой половине XIX века парижский мастер Себасьян Эрар изобрел новую механику, с так называемой двойной репетицией, давшей исполнителю возможность быстро повторять один и тоже звук, почти не снимая пальцев с клавиш. Так возник рояль (от фр. Royal) – королевский, царственный. Струны, дека и механика располагались в горизонтальной плоскости, а корпус имел форму крыла, что привело к различной длине струн: басовые более длинные, чем струны верхнего регистра. Струны натянули на раму, которую раньше делали из дерева, а середины XIX века – из литого чугуна, так как общая сила натяжения струн составляет 20 тонн. Сила и блеск звучания рояля увеличивается при поднятой крышке, которая отражает звук в сторону слушателей.
Оказывается, существует два основных вида механики в устройстве рояля, заметно отличающихся друг от друга: венская и английская. Венская механика была изобретена знаменитым венским мастером Иоганом Андреасом Штрейхером, а английскую механику изобрел в 1780 году – Джон Броувуд. Различие механики отражается в звучании рояля.
- большие концертные – длинной до 3-х метров;
- салонные – до 2-х метров;
- кабинетные – до 1,8 метра;
- «миньоны» (самые маленькие) – до 1,5 метров.
- «Бехштейн»;
- «Блютнер»;
- «Фёрстер»;
- «Рёниш» (Германия);
- «Плейель» (Франция);
- «Стенвей» (США);
- «Ямаха» (Япония).
Пианино сконструировали сразу несколько мастеров. В 1800 – американец Дж. Хоккинс, в 1801 – австриец М. Мюллер, и в 1802 – англичанин Т. Лауд. Инструмент появился потому, что возникла потребность в портативном фортепиано, не требующем столько места в комнате, сколько занимал рояль. И уже с конца XIX века сложились два основных вида фортепиано:
- вертикальный – пианино;
- горизонтальный – рояль.
О педалях, которые есть у рояля и пианино, можно написать отдельный рассказ, так как каждая из них выполняет особые функции при игре на этих инструментах.
Для фортепиано создана обширнейшая нотная литература. К лучшим образцам фортепианного концерта можно отнести творения И. С. Баха, И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, П. Чайковского, С. В. Рахманинова, С. Прокофьева и других.
Вершинные достижения в области пианизма связаны с именами Ф. Листа, А. Рубинштейна, А. Шнабеля, С. Рахманинова, И. Гофмана.
Одним из самых знаменитых пианистов второй половины XX века считается Владимир Ашкенази (Россия). Широчайшей известностью пользуется искусство С. Рихтера, В. Горовица, Э. Гилелька, а в наши дни одним из самых ярких пианистов являются Евгений Кисин, Борис Березовский, Николай Луганский, Александр Гиндин, Денис Мацуев, Григорий Соколов – лучший пианист мира.
Название: Фортепиано
Детальное описание:
«Король инструментов»
Прежде всего надо сказать, что фортепиано (итал. Pianoforte) – это собирательное название клавишно – струнных молоточковых инструментов – роялей и пианино.
Древнейшим предшественником современного рояля является монохорд (monos – один, chorde – струна). Этот простейший инструмент использовал Пифагор, но не для того чтобы играть на нем, а для математических вычислений и определений звуковых интервалов. Постепенно к одной струне прибавлялись струны и из монохорда был создан инструмент, получивший название геликон. У этого инструмента было большое количество струн, и он уже использовался для музыкальных целей. Впоследствии этот ящик поставили на ножки, на нем появились клавиши, его стали называть – клавикордом.
И в XVI в. Появляется новый инструмент – клавесин. В разных странах его называют по-разному:
• в Италии – чембало;
• Германии – флюгель;
• Англии – арписиход;
• Франции – клавесин.
В 1709 г., клавесинных дел мастер, флорентинец – Бартоломео Кристофори изобретает новый инструмент, на нем можно играть и f и p, его назвали пианофорте. Кристофори заимствовал ряд конструктивных особенностей клавикорда и клавесина, но применил принципиально новый способ звукоизвлечения. При нажатии на клавиши специальная механика приводила в действие обтянутый войлоком молоточек, который ударял по струне, а в момент отпускания клавиши, особые глушители – демпферы – прекращали звучание струн. В зависимости от силы удара получался звук большей или меньшей длительности.
Одновременно с Кристофори над созданием пианино трудились мастера из Франции – Жак Мариус и Германии – Готлиб Шрётер.
Уже при Бетховене фортепиано становится ведущим инструментом в концертной практике и в домашнем быту. И к концу XVIII века фортепиано окончательно вытеснило клавикорд и клавесин с их слабым звуком и небольшими динамическими возможностями.
Кстати, когда Бартоломео Кристофори показал свои инструмент во дворце флорентийского герцога Медичи, он совершенно не понравился и ожидаемой радости не получилось – его звучание показалось чересчур грубым по сравнению с клавикордом и клавесином.
Тем не менее фортепиано мало – помалу прокладывало себе дорогу.
В первой половине XIX века парижский мастер Себасьян Эрар изобрел новую механику, с так называемой двойной репетицией, давшей исполнителю возможность быстро повторять один и тоже звук, почти не снимая пальцев с клавиш. Так возник рояль (от фр. Royal) – королевский, царственный. Струны, дека и механика располагались в горизонтальной плоскости, а корпус имел форму крыла, что привело к различной длине струн: басовые более длинные, чем струны верхнего регистра. Струны натянули на раму, которую раньше делали из дерева, а середины XIX века – из литого чугуна, так как общая сила натяжения струн составляет 20 тонн. Сила и блеск звучания рояля увеличивается при поднятой крышке, которая отражает звук в сторону слушателей.
Оказывается, существует два основных вида механики в устройстве рояля, заметно отличающихся друг от друга: венская и английская. Венская механика была изобретена знаменитым венским мастером Иоганом Андреасом Штрейхером, а английскую механику изобрел в 1780 году – Джон Броувуд. Различие механики отражается в звучании рояля.
- большие концертные – длинной до 3-х метров;
- салонные – до 2-х метров;
- кабинетные – до 1,8 метра;
- «миньоны» (самые маленькие) – до 1,5 метров.
- «Бехштейн»;
- «Блютнер»;
- «Фёрстер»;
- «Рёниш» (Германия);
- «Плейель» (Франция);
- «Стенвей» (США);
- «Ямаха» (Япония).
Пианино сконструировали сразу несколько мастеров. В 1800 – американец Дж. Хоккинс, в 1801 – австриец М. Мюллер, и в 1802 – англичанин Т. Лауд. Инструмент появился потому, что возникла потребность в портативном фортепиано, не требующем столько места в комнате, сколько занимал рояль. И уже с конца XIX века сложились два основных вида фортепиано:
- вертикальный – пианино;
- горизонтальный – рояль.
О педалях, которые есть у рояля и пианино, можно написать отдельный рассказ, так как каждая из них выполняет особые функции при игре на этих инструментах.
Для фортепиано создана обширнейшая нотная литература. К лучшим образцам фортепианного концерта можно отнести творения И. С. Баха, И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, П. Чайковского, С. В. Рахманинова, С. Прокофьева и других.
Вершинные достижения в области пианизма связаны с именами Ф. Листа, А. Рубинштейна, А. Шнабеля, С. Рахманинова, И. Гофмана.
Одним из самых знаменитых пианистов второй половины XX века считается Владимир Ашкенази (Россия). Широчайшей известностью пользуется искусство С. Рихтера, В. Горовица, Э. Гилелька, а в наши дни одним из самых ярких пианистов являются Евгений Кисин, Борис Березовский, Николай Луганский, Александр Гиндин, Денис Мацуев, Григорий Соколов – лучший пианист мира.
Детальная картинка: Array